Кажется, я уже писала что мы сплавлялись на байдарках. Это наш фотоотчеёт. Всё началось с того, что моя подруга Вика рассказала, что они в прошлом году сплавлялись, но им не очень повезло с погодой, так как был дождь и в этом году они хотели бы повторить. Мы, конечно, тоже хотели бы попробовать. Нас позвали и вот мы тут – в Жодишках, где живёт замечательный человек – Олег Анатольевич, который всё это организовывает. Выехали мы рано, в 6 утра, чтобы вовремя быть на месте.
Пока ждали когда привезут всех остальных, пошли в лес поискать грибы. И нашли – немного лисичек
Вот такой красивый лес
Ликоподий. Помню у нас была присыпка из пыльцы ликоподия.
И вот, наконец, всех привезли, байдарки надуты. Забыли взять с собой непромокаемые мешки, но пережили без них. Образовалась очередь спуститься к реке. Если бы я знала, как будут болеть руки вечером, спешила ли бы я быстрее спуститься на воду? Наверное да, всё равно круто – я первый раз в жизни сплавлялась на байдарках.
Нам с Вовой, конечно, было чему поучиться. Я не говорю о правильной/неправильной гребле. Я имею в виду работу в команде. Вообще у нас в семье тот, кто психует – это я. А тут, мы сели в лодку и ощущение, что мы за корову боремся. Нас крутит, потому что движения не слажены, я ржу, потому что весело, природа, нас крутит как в вальсе от берега к берегу, а Вова как раз в этом случае был психом – психует, не может успокоиться, пытается на меня наезжать, раздражается. Насилу его успокоила, напомнив, что в семье я основной источник нервов. Но как только он успокоился, сразу наладилось всё. Стали грести слажено и поплыли. Особенно Вове хотелось вырваться вперёд, хотя бы ненадолго. Сделали. После первой, кажется, остановки.
Вот дружно плывём
Стрекоз было очень много. Синие и зелёные садились на шапки, а обычные – на спасательные жилеты. Мы жилеты не одевали, потому что реки мелкие. Когда кто-то спросил, а вдруг лодка перевернётся, то что делать? Ответ был такой: Стать на ноги и идти к берегу
Красивая Ошмянка
Оля сначала села в байдарку с Лизой и эта была ошибка – первые 10 км они тащились в самом конце. Были последними. Сначала мы ждали их, потом Вика с Сашей. В целом, конечно, на такую группу людей надо минимум два сопровождающих, один говорит где будет останавливаться и ищет подходящий пляж, а второй отлавливает и подгоняет отстающих
Наша первая остановка на реке Ошмянке. После этой остановки Оля и Лиза разделились и Оля села в лодку с одним парнем, а Лиза с другим. Олин напарник оказался мега ленивым. Он даже не хотел на второй день садиться спереди, потому что так Оля бы видела как “много” он гребёт. А Лизе попался парень под стать ей. Мы их ждали на второй стоянке почти час. Когда их байдарка медленно выплыла из-за поворота, они были очень удивлены увидев нас. Им казалось, что они первые и мы все сзади, так что можно не спешить.
По Ошмянке мы плыли до слияния с Вилией и там ещё километров 6. Оля со своим напарником вырвались вперёд и даже успели спугнуть лося, который пытался перейти Ошмянку. Но им никто не поверил, ведь больше никто не увидел, потому что Оля так завизжала, что лось сбежал 🙂
Вилия
Какой-то костёл и исторический, но сил идти туда уже не было. Мы полюбовались с другого берега и поехали обратно на усадьбу. А вот народ, кто остался ждать второй машины, сходили туда. Нас забирали в два захода.
Вечером был костёр, песни под гитару. Но я, к сожалению, не смогла поучаствовать. Руки болели адски, малейшее шевеление пальцем отдавалось в руках до локтя. Могла терпеть только если руки лежали и я не шевелилась.
Камушки во дворе нашего капитана. Сфотографировала, потому что и наш папа тоже ищет камни и из округлых тоже сложил пирамиду
Утром в воскресение мы пошли погулять по деревне, потому что сплав был назначен, если не ошибаюсь, на 11 утра.
Воскресная ярмарка в Жодишках. В этот день раньше было шествие-парад-проход девочек, которые проходили первое причастие. Девочки были одеты в свадебные платья, всё было очень красиво. Это Вика рассказывала. И, говорит, она маленькая вот так хотела себе тоже такое красивое платье и тут пройтись. Кстати может и в этот раз тоже было шествие. Просто мы были рано утром, с самого открытия фактически. Купили себе по леденцу и пошли обратно. Скоро снова на реку
Мадонна около костёла в Жодишках
Дом культуры
Просто автобусная остановка в Жодишках
Вова тащит лодку к нашему спуску на второй день. Спуск совсем недалеко от дома, где мы ночевали
Утром на второй день нас провожали гуси
Второй день. На второй день мы уже сплавлялись только по Вилии. Неспеша.
Табличка на стоянке. Олег Анатольевич связывался с организацией в Евросоюзе. Я не очень уверена за что она, видимо связана с речным туризмом, ведь Вилия – это она же река Нерис в Литве. В общем, Олег Анатольевич получил некоторое количество денег на закупку материалов для нескольких стоянок вдоль реки. Он организовал в помощь нескольких мужчин из деревни и они сделали оборудованные стоянки – стол под навесом, где можно посидеть и отдохнуть. Я спросила – а как вы согласовывали места, где именно будут стоянки, на что мне ответили – а никого это не волнует, я выбирал красивые места и делал там, где считал нужным. Конечно он прекрасно знает реку и где легче остановиться и “припарковать” байдарки, так что и решать ему
Кое где на берегах встречались туристы. Некоторые из них даже сушили бельё на верёвках
Одна из наших первых остановок на второй день – искупаться и сходить на источник. Во второй день мы намного больше останавливались и намного меньше плыли.
Вова тоже искупался. В этом месте если плывёшь против течения, то фактически плывёшь на месте.
Вот сам источник
Просто живописные ягоды около источника
Теперь вперемешку разные стоянки. Я не помню очерёдности
Интересно, а для чего нужна эта дверка?
Бельё в деревне
Просто задворки дома, мимо которого мы шли к месту, где когда-то была иезуитская мельница
Туалет там же в деревне. Уже для нас экзотика. На даче давно туалет сделан в доме.
Вот этот ручей, которым владели иезуиты. Там ещё осталось пара брёвен с тех времён (около 200 лет назад)
Вот ради чего мы поднимались по крутому подъёму – вид на реку Вилия. Думаю, что если бы Олег Анатольевич сказал сразу, зачем мы ползём вверх, многие бы отказались. Я бы всё равно полезла 🙂
Просто лестница куда-то. Уже и не помню на какой остановке и в какой деревне
Снова Вилия
У мамы на даче пруд – так и подмывало накопать этих с треугольными листиками и высадить
Коряги на Вилии
Старый дуб. Мы стояли около него, а нам рассказывали легенду (реальную историю) про местную колдунью, которая привораживала женихов
Потом мы пошли к очередному артефакту – камню в лесу. Сам пойдёшь – сложно найти его в лесу, хотя дорога там лесная есть. Нам рассказывали легенды и были. Про то, что вокруг тут много курганов с захоронениями. Там проводят раскопки официальные и не очень.
Это древний камень, на котором ритуально сжигали умерших. Сейчас он лежит на боку.
Его свалил один зажиточный барин. У него умерла жена, которую он очень любил. Прослышал он, что есть такой вот камень и захотелось ему в память о ней водрузить ей его на могилу. Послал он лошадей (не помню уже сколько) сюда, обвязали камень и…. смогли только повалить его на бок. Сейчас мы и видим его таким. Ещё мы услышали историю про иезуитского монаха и двух чертей.
Камень с водой
Заброшенный дом с красиво просевшей крышей
Это уже с другой остановки. Вроде бы недавно сплавлялись, а я уже точно не помню, сколько раз мы останавливались на стоянки в наш второй день. Слишком много впечатлений
Живописный заброшенный автомобиль
Старый дуб. Говорят, ему около 800 лет. Всё может быть
Казалось бы – просто колодец в деревне, но открываешь и видишь – он сделан не с кольцами, а стены выложены камнями!
Костёл. Его построили в 1929 году. Вот так он выглядит внутри. Тут проводится служба раз в году, когда приезжает ксёндз.
Около входа в костёл, по обеим сторонам, висят маски льва. Выглядит довольно странно на мой взгляд, но кто-то сказал, это же животные из рая. Я не сильна в религии, поэтому просто сошлюсь на песню Гребенщикова “Под небом голубым” 🙂 Там как раз тоже про льва, вола и орла…
Распятие над входом в костёл
Костёл внутри
А это ещё одна из наших остановок. Скорее всего очерёдность у меня спутано, возможно и фотографии я где-то перепутала.
Скалодром на берегу реки Вилия. Да, именно скалодром в Беларуси. На высоком берегу реки из огромных валунов выложена каменная стена.
Из интернета: “Скалодром создан искусственно Федерацией спортивного туризма, при поддержке профсоюзов и спортивных секций крупных промышленных предприятий Сморгони. Когда-то в далеком 1991 году здесь проводились соревнования союзного масштаба. Планировалось расширение скалодрома, а также построить рядом школу спортивного туризма и турбазу… Однако с всеобщим упадком экономики этим планам не суждено было сбыться, но скалодром по-прежнему привлекает к себе туристов со всей РБ”
Иногда мы парковались вот в таких местах: где нету песчаного пляжа. В таких местах Лиза любила топить бабушкины кроки и потом по локоть влазить в грядь и извлекать их оттуда с жутким чавканьем (чавкала не Лиза, а топь 🙂 )
Тупальский мост. Он был построен немцами ещё во время первой мировой войны. По мосту проходила узкоколейная железная дорога.
Текст вот отсюда
Мост этот – часть сети военно-полевых дорог, густая сеть которых окутала оккупированный участок Беларуси в период с 1915 по 1918 гг, когда активные военные действия уступили место позиционной окопной войне и линия фронта стабилизировалась на длительное время. Непосредственно по “Тупальскому мосту” проходила рокадная железнодорожная линия Солы – Жодишки (?) стандартной для немецких войск ширины 600 мм.
Какой-то другой мост
Просто красивое поле по дороге в сторону нашей последних достопримечательностей – заброшенной часовни и источника
Павлиний глаз
Перламутровки большие
Эта часовня в лесу на берегу Вилии. Поставлена она по печальному поводу. Жили три брата. Один уехал в США на заработки и высылал деньги другим, чтобы те откладывали их, а он бы по приездку купил себе дом. Он приехал и узнал, что братья все деньги прогуляли. С горя он пошёл и повесился. Тут братья опомнились и в память о нём поставили эту часовню. Можно открыть и зайти внутрь и помолиться о загубленной душе
Крест по дороге на последний родник
Спуск в роднику последний осмотренный родник